Вечера в кругу членов общества Роза Поэзы в Санкт-Петербурге, Татьяна Юрьевна Маликова (Васильева), психиатр, врач высшей категории Татьяна Юрьевна Маликова (Васильева)

Вся правда о профессии врача-психиатра

Сколько получает врач-психиатр? С какими трудностями сталкиваются выпускники и студенты ординатуры? А постановка на учет или зависимость от медикаментов — это все правда или очередной стереотип? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у Татьяны Маликовой, врача-психиатра высшей категории с 24-летним профессиональным стажем, которая работает в Петербургской городской больнице №3 им. И.И. Скворцова-Степанова.

Почему вы решили стать психиатром?

Мне показалась эта специальность самой интересной из всех, которые у нас были в институте. Кроме того, она предполагает внимание к психологии, а психология меня заинтересовала на первом же курсе: мне повезло с преподавателями, сотрудниками кафедры, которые нас обучали - они вели предметы как-то неформально. Поэтому в моем случае все началось с увлечения психологией - оно же переросло в будущую профессию.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются специалисты, в том числе выпускники и студенты?

Некоторые молодые специалисты с трудом понимают, куда им двигаться дальше. Бывает так, что нравится одна специальность, но поступить на нее очень сложно: высокие требования, баллы, рейтинг. Кроме того, они могут недостаточно осознавать особенности профессии, потому что медицинский институт дает хотя и разноплановое, однако не всегда углубленное понимание специальности, которую ты выбираешь. Мне кажется, тут многое зависит от преподавателя: если ты не встретил яркого, значимого наставника, то приходится искать того, кто смог бы передать знания и опыт. Или же придется самостоятельно осваивать глубокие особенности профессии.

Возникают и финансовые трудности: из-за большой конкуренции и отсутсвия опыта молодым специалистам сложно найти работу. Их либо не берут, либо предлагают скромную зарплату на первых порах.

Думаю, побороть эти трудности помогут универсальные рекомендации: не терять оптимизма, надежды, не отчаиваться. Не бояться спрашивать, учиться, проявлять активность. На первых порах следует усердно нарабатывать опыт и понимание, искать свое место в профессии. Иногда приходится менять стационары, больницы, а иногда это дорога по какому-то одному пути. Хорошо, когда молодой специалист имеет разносторонний опыт и понимание своей специальности, побывав в разных коллективах, заведениях, на разных должностях.

Вся правда о профессии врача-психиатра от Татьяны Юрьевны Маликовой (Васильевой)

Какие ложные стереотипы сложились вокруг вашей профессии?

Исторически так получилось, что психиатрия в нашей стране какое-то время ассоциировалась с карательными мерами, с применением в политических, общественных интересах, для устранения, так сказать, альтернативных или неугодных мнений, позиций. Эти отголоски в некотором смысле определяют страхи современного общества.

Но здорово, что ситуация в этом отношении меняется: современная молодежь уже не так заражена вирусом предвзятого отношения к психиатрии, чем старшие поколения. Она охотнее обращается за помощью, приходит в частные клиники на прием, раскрывает жалобы, просит коррекции своего состояния.

Также считается, что психиатры более подвержены личной или профессиональной деформации. Когда люди вокруг начинают восприниматься через призму определенных диагнозов, заболеваний или состояний. Возможно, в этом есть доля истины. Но мне кажется, что большинство врачей все-таки остаются объективными, не занимаются клишированием окружающих. Работа на работе, а вне ее мы стараемся смотреть на мир вокруг как обычные люди.

Как выглядит ваш рабочий день?

У нас обычная рабочая неделя, иногда дежурим по субботам. Психиатрическая работа предполагает определенные льготы. В государственной больнице у врачей и отпуск побольше (63 дня), и рабочий день немного короче, он составляет примерно 7 часов 40 минут.

Мы делаем обход, назначение, принимаем поступающих пациентов и выписываем других. Проводим занятия, беседы, диагностические осмотры. Раз в неделю проводим консилиумы с заключением руководства по пациентам, впервые попавшимся в поле зрения психиатров. Очень часто их приглашают на кафедру, которая консультирует отделение, или же их смотрят привлеченные специалисты с кафедры, то есть пациенты никуда не выходят. Их смотрят молодые доктора-ординаторы, руководство, заведующие отделениями, врачи, работающие в отделении уже много лет, приглашенные сотрудники. Привлекаются психологи, которые смотрят и дают развернутое заключение такого пациента. Кроме того, его всегда смотрят врачи соматического профиля - терапевты, неврологи, хирурги, окулисты. И совокупным заключением выносится диагноз, определяется тактика дальнейшего лечебного пути, ориентировочные сроки его нахождения в больнице.

В частных больницах, в общем-то, похожий принцип работы. В них, конечно, поменьше пациентов, и поэтому там есть возможность уделить каждому из них более пристальное внимание.

Сколько в среднем зарабатывает психиатр?

Это очень сильно зависит от того, в какой именно государственной клинике работает доктор. Какова его дорожная карта, нагрузка, опыт, категория, деятельность работы. Совмещает ли он свою основную работу с дополнительными формами работы. Такая зарплата может сильно колебаться, примерно от 50 до 100 тысяч рублей.

Зарплата начинающего доктора может быть меньше этого диапазона. А средние доходы активно работающих и опытных врачей могут достигать более 100 тысяч рублей. Сказать точную сумму сложно, кроме того, в государственных клиниках есть система окладов, которая сопровождается дополнительными ежемесячными выплатами.

В частных клиниках зарплата зависит также от нагрузки врача, его занятости (полной/неполной).

Государственная больница предоставляет разные возможности особенно активным, талантливым, хорошо себя зарекомендовавшим врачам. Такие доктора могут преподавать, вести ординаторов, параллельно консультировать, и поэтому у них тоже очень большой спектр возможностей.

Чего в профессии вы боитесь больше всего?

В моем случае опасаться разочарований уже поздно. Это должно было случиться раньше, если бы могло случиться. Разочарования, пожалуй, точно не боюсь, потому что продолжаю искренне любить свою профессию и понимаю, что достигнуть в ней потолка невозможно. Никогда не наступит возможность перестать учиться, развиваться дальше, и это очень здорово.

А вот то, что у тебя может не хватать сил и энергии делать так, как тебе хотелось бы, это не исключено. В жизни с течением лет к профессиональным вещам добавляется много других, и они требуют активной включенности: это твоя семья, дети, стареющие родители, собственное здоровье, которое с течением лет, к сожалению, у нас всех может не улучшаться. Это будет требовать не меньшего фокуса твоего внимания, и, конечно, на все желаемое человека может не хватать. Наверное, это заставляет немножко смиряться перед этим фактом.

От чего зависит успех в вашей профессии?

Думаю, от активности, глубины познания, смелости узнавать новое и проявлять свои знания. От умения и желания слышать пациента и помогать ему. Ну и, наверное, зависит от масштаба амбиций и возможности их реализовать. Готов ли человек параллельно заниматься наукой или посвятить ей свою жизнь. Готов ли он совмещать свою работу в больнице с другими формами, готов ли он еще каким-то образом развиваться.

Мне кажется, известными психиатрами становятся, наверное, действительно талантливые, тонкие, глубокие люди. И что касается психиатрии, успех в этой профессии еще во многом определяется масштабом личности человека. Психиатр - это всегда больше, чем врач. Он должен говорить с пациентом на разные отвлеченные темы, а не только касающиеся его симптоматики. И поэтому, не имея широкого представления о мире, текущих процессах и каких-то культурных явлениях, ему, наверное, со многими пациентами будет сложно строить диалог и не о чем даже поговорить порой. Поэтому, кроме знания своей профессии, человек должен быть начитанным, образованным, духовно тонким и чувствующим переживания другого человека. Быть масштабной личностью, пожалуй. Вот это, наверное, определяет окончательный успех.

Запись на прием, госпитализация

Отзывы о частной психиатрической клинике и стационаре